Техническая информация

Юрий Смирнов

Строжайшие условия стандарта S-44 МГО соблюдены

Международная нормативно-правовая база в области гидрографических исследований четко следует рекомендациям и стандартам, которых необходимо придерживаться при выполнении гидрографических съемок. Таким стандартом Международной гидрографической организации (МГО) является и S-44, шестое издание которого вышло в 2020 г. В его расширенной редакции учтены как технические возможности современного гидрографического оборудования, так и новейшие методы выполнения гидрографической съемки, а также разработан новый, более жесткий «эксклюзивный порядок» относительно классификации такого рода работ.

Что это за стандарт, почему Госгидрография должна неуклонно его придерживаться и соответствует ли техническое оснащение учреждения современным требованиям МГО в части гидрографических исследований вы можете узнать, прочитав статью заместителя начальника управления навигации и гидрографии ГУ «Госгидрография».

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (59) 2020
Евгения Пилипчук

Первые результаты использования беспилотных авиационных комплексов FLIRT Cetus для нужд составления и обновления морских и речных навигационных карт

Постоянное антропогенное влияние и активное перемещение подводными течениями песка, илистых отложений, а также береговые эрозийные процессы и другие природные явления приводят к изменению береговой линии и навигационной обстановки в целом. Получение актуальной информации о такого рода изменениях для оперативной корректуры существующих или создание новых бумажных и электронных навигационных морских карт, карт внутренних водных путей, пособий для плавания требует нового подхода к проведению гидрографических работ. Именно поэтому Госгидрография начала использовать в своей деятельности БпАК FLIRT Cetus, с помощью которых производит аэросъемку прибрежных зон для своевременного обнаружения изменений береговой линии судоходных водных объектов Украины.

О применении БпАК на участке береговой линии Днепровского водохранилища, первых реальных результатах топографо-геодезических работ с помощью беспилотных комплексов и рассказывает статья ведущего фотограмметриста ФГУ «Укрморкартография».

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (59) 2020
Виктор Щербаков, Алексей Головня, Михаил Зайцев

Модернизация маяков – требование времени и путь к повышению качества безопасности мореплавания в Одесском регионе

В эпоху развития новых современных технических средств отслеживания местоположения судна в море маяки все же остаются основным средством безопасности прибрежной навигации и еще долго будут играть важную роль для судоходства. Для Госгидрографии приоритетной задачей является повышение качества навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в зоне своей ответственности, усовершенствование береговых средств навигационного оборудования.

Об энергонезависимости, автономности, модернизации и повышении надежности маяков рассказывают специалисты маячной службы ФГУ «Одесский район Госгидрографии» в данной статье.

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (59) 2020
Александр Герасименко

Светооптические аппараты «Проблеск»: опыт производства, внедрения и эксплуатации

Снижение энергопотребления одновременно с повышением функциональных возможностей светооптического оснащения средств навигационного оборудования (СНО) всегда было приоритетной задачей для Госгидрографии на пути повышения качества навигационно-гидрографического обеспечения судоходства в водах Украины. Важная составляющая решения этого вопроса заключается в оборудовании СНО современными светооптическими аппаратами на светодиодных модулях. Госгидрография собственными силами создала светооптический аппарат, который по своей надежности, эффективности и функциональности не уступает аналогам.

Подробнее об универсальном светооптическом аппарате «Проблеск», который не только соответствует современным требованиям энергосбережения, но и рассчитан для различных типов СНО, рассказывает ведущий инженер Херсонского участка Николаевского района Госгидрографии.

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (59) 2020
Роман Кучерявый

Обновление оборудования АИС

Ровно 10 лет назад Госгидрография для мониторинга надводной обстановки в Черном и Азовском морях начала развивать собственную сеть из 16 базовых станций автоматической идентификационной системы (БС АИС) на 15 навигационных объектах. Но срок эксплуатации станций уже достиг того уровня, когда существует повышенный риск выхода их из строя, что может негативно отразиться на безопасности судоходства. Поэтому Госгидрография в 2020 г. начала модернизацию системы наблюдения за навигационной обстановкой в Черном и Азовском морях.

Что конкретно было сделано для повышения качества навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в зоне ответственности Украины рассказывается в данной статье.

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (59) 2020
Иван Захаров

Комплексный подход к обеспечению качественной навигационной информацией

От развития береговых радиоцентров НАВТЕКС, оснащения их современными техническими средствами зависит своевременность оперативного и бесперебойного информирования судоводителей. В этом направлении в Украине активно работает Центр навигационно-гидрографической информации (ЦНГИ) Госгидрографии, который комплексно подходит к модернизации собственных радиостанций.

Если хотите знать, почему на радиостанциях НАВТЕКС радиопередатчики «БРИГ-2» были заменены на ANIT-1000, о преимуществах новых антенн Т-образного типа и зачем был создан Wi-Fi-мост между маяками Бердянский Верхний и Бердянский Нижний, – об этом и не только рассказывает в своей статье начальник ЦНГИ Госгидрографии.

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (59) 2020
Игорь Кудлинский

Обновляем флот собственными силами

Сегодня Госгидрография уделяет много внимания не только строительству новых современных гидрографических судов, но и находящимся в эксплуатации «немолодым» специализированным плавсредствам учреждения. Лучшее подтверждение этому – работа в этом направлении ФГУ «Днепровский район Госгидрографии». В 2020 г. силами филиала отремонтировано и модернизировано ряд плавсредств, усовершенствовано технологический процесс дефектации судов, а также успешно пройден осмотр Регистра судоходства Украины на соответствие выполнения конкретных видов ремонтных работ.

Подробнее о результатах данного осмотра, а также о том, готов ли филиал выполнять возложенные на него задачи по навигационно-гидрографическому обеспечению судоходства на внутренних водных путях Украины в 2021 г. вы сможете узнать, прочитав статью начальника службы флота ФГУ «Днепровский район Госгидрографии».

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (59) 2020
Максим Заварзин

Анализ русловых деформаций как один из элементов исследования русловых процессов

В соответствии с «Положением о навигационном обеспечении судоходства на внутренних водных путях Украины» на государственное учреждение «Госгидрография» возложены функции по изучению русловых процессов на внутренних водных путях Украины, необходимого для оптимального размещения навигационного оборудования, обозначения гарантированных габаритов судового пути и рекомендаций относительно мест дноуглубления.

В данной статье речь идет о результатах исследований, проведенных специалистами отдела гидрографических работ ФГУ «Днепровский район Госгидрографии» в течение последних двух лет с целью анализа русловых деформаций переката Просеред за период с 2010 по 2019 года. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (58) 2020
Евгений Полежаев

Измерение напряженности магнитного поля с помощью магнитометра Geometrics G-882 SX

Одной из основных задач гидрографической службы ФГУ «Одесский район Госгидрографии» является обеспечение безопасности судоходства, неотъемлемую часть которого составляют исследования морского дна на предмет различных затонувших объектов, которые могут представлять опасность для судна. В этом специалистам филиала помогает магнитометр Geometrics G-882 SX, высокоэффективный прибор с максимально широким диапазоном и чувствительностью, о чем свидетельствуют результаты исследований Черноморского полигона.

О том, как работает магнитометр, какие аномальные зоны выявлены с его помощью и рассказывает эта статья. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (58) 2020
Максим Сагайдак

Гидрографическая изученность Азовского моря

Азовское море – самое мелкое море в мире, и под воздействием природных факторов тут наблюдается целый ряд специфических особенностей гидрологического характера, исследования которых имеют огромное значение для качественного навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в этом регионе. Эта ответственная задача лежит на плечах гидрографическо-промерного отдела маячной службы ФГУ «Николаевский район Госгидрографии».

Подробно о проведении систематических топографо-геодезических работ и закономерностях гидрологической ситуации в украинской части Таганрогского залива, на подходах к портам Мариуполь и Бердянск рассказывает гидрограф 1-й категории промерной группы г. Мариуполь. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (58) 2020
Иван Чепурко

Актуальная навигационно-гидрографическая информация – наша профессиональная обязанность

Информационное обеспечение – одно из важнейших звеньев в цепочке безопасности судоходства. Поэтому в 2017 году на базе Центра навигационно-гидрографической информации Госгидрографии для оперативного информирования судоводителей о гидрологической обстановке на водных постах Украины и шести водохранилищах р. Днепр была организована круглосуточная речная диспетчерская служба.

О работе службы, а также оперативной информации об изменениях навигационных условий и режиме плавания на внутренних водных путях, которую важно знать судоводителям перед выходом в рейс, можна узнать, прочитав статью. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (58) 2020
Юрий Смирнов

Гидрографическое программное обеспечение как неотъемлемая составляющая гидрографических исследований

Инновации в сфере гидрографии, а также регулярное обновление инструментов и средств для гидрографических работ является основой для успешного развития Госгидрографии, в чем твердо убеждено ее руководство. Поэтому все гидрографические подразделения учреждения для проведения гидрографических съемок морских акваторий и внутренних водных путей Украины используют лицензионное специализированное программное обеспечение (ПО). Начиная с 2002 года, Госгидрография неизменно использует ПО HYPACK – наиболее приемлемый продукт для реализации целей и задач по навигационно-гидрографическому обеспечению мореплавания.

Подробнее об этом программном обеспечении, широком наборе его инструментов и расширении спектра использования программных продуктов HYPACK, которые в корне изменили возможности Госгидрографии, способствовали качественно новому уровню гидрографического изучения морских и речных акваторий Украины, читайте в данном материале. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (58) 2020
Роман Терещенко

База данных плавучих и береговых СНО на основе Google Sheets

Электронный документооборот в государственном учреждении «Госгидрография» – это уже ни для кого не новость. И полноценно эта система работает не только в аппарате управления, но и во всех ее филиалах. Любая процедура регистрации и обработки входной, выходной или внутренней документации осуществляется в электронном виде. Однако на внедрении лишь е-документооборота Госгидрография останавливаться не стала.

С какой целью специалисты отдела навигационного обеспечения мореплавания и маячной службы Госгидрографии разработали базу данных средств навигационного оборудования и как ее внедрение повлияет на эффективность и результативность работы учреждения вы сможете узнать, прочитав данный материал. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (58) 2020
Тарас Пронь

Схема защиты данных S-63 – бескомпромиссная борьба с пиратством

На пути к качественному и безопасному судоходству на украинских водных путях Госгидрография объявила войну несанкционированному распространению и использованию навигационной информации. Недавно учреждение получило от Секретариата МГО разрешение на использование схемы защиты данных электронных навигационных карт (ЭНК) в соответствии с публикацией S-63 «IHO Data Protection Scheme».

Подробно о принципе действия схемы защиты данных S-63 и новых услугах по шифрованию ЭНК, которые начала предоставлять ФГУ «Укрморкартография» пользователям официальным ECDIS-систем, знает автор данной статьи. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (58) 2020
Вадим Киричук

Осваивание беспилотных авиационных комплексов FLIRT Сetus

В 2019 году для повышения качества навигационно-гидрографического обеспечения на судоходных участках внутренних водных путей Украины Госгидрография приобрела беспилотные авиационные комплексы (БПАК) самолетного типа FLIRT Cetus. Но при отсутствии соответствующей нормативной базы для определения показателей работы беспилотников и экономической себестоимости полученных данных дистанционного зондирования Земли, выполнения работ с помощью этих БПАК оказались под угрозой.

Кто сыграл решающую роль, чтобы самолетные комплексы FLIRT Cetus все же были готовы к регулярным полетам во время навигации 2020, читайте в данной статье. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (58) 2020
И. Захаров

Система НАВТЕКС: настоящее, взгляд в будущее и перспектива развития

С момента создания судовой радиосвязи не прекращается процесс ее усовершенствования: внедряются новые, более современные средства и системы, осуществляется их оптимизация. Также Госгидрография придает большое значение комплексной модернизации своих радиопередающих станций НАВТЕКС. Хотя они и эффективно выполняют свою работу и пока удовлетворяют требования морского сообщества, но все же в целом система работает медленно. Поэтому сегодня все актуальней становится вопрос о перспективах развития НАВТЕКС и замены ее на более новую, работающую на универсальной частоте 500 кГц.

О какой системе идет речь, каких ее основных функциях и отличиях с действующей НАВТЕКС и рассказывается в статье заместителя начальника Центра навигационно-гидрографической информации Госгидрографии. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (57) 2019
В. Щербаков

Узконаправленные секторные огни как средство навигационного оборудования на подходных и внутренних каналах портов

Начальник отдела маячной службы Одесского района Госгидрографии Виктор Щербаков в своей статье рассказывает о практическом применении секторных огней для обозначения каналов и фарватеров. Автор акцентирует внимание на том, что филиал Госгидрографии в зоне своей ответственности еще с 2011 г. оборудует навигационные объекты современными узконаправленными секторными огнями, источником свята которых является светоизлучающие диоды.

На каких именно объектах за этот период удалось установить такое оборудование и почему секторные огни не могут заменить традиционных СНО вы можете узнать из данного материала. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (57) 2019
Н. Грищенко

Измерительная электротехническая лаборатория – шаг к повышению качества навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания

Для обнаружения неисправностей в промышленном электрооборудовании и проверки электроустановок на соответствие нормам и правилам их эксплуатации в филиале «Днепровский район Госгидрографии» недавно была создана собственная измерительная электротехническая лаборатория. Первоочередная задача лаборатории – обеспечить надежную и безопасную работу светооптических устройств, которыми оборудованы СНО и маяки.

Опытные инженеры-электрики и электромонтажники новосозданной лаборатории могут выполнять электротехнические работы до 1000 В разной степени сложности как в стенах лаборатории, так и на самоходных плавсредствах. Подробнее об этом читайте в статье начальника энергетической группы филиала Николая Грищенко. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (57) 2019
Ю. Попов

Вихревые поля северо-западного шельфа Черного моря и других районов Мирового океана

На страницах «Вестника Госгидрографии» мы продолжаем рассказывать о том, как океанографический отдел Одесского района Госгидрографии исследует прибережные и припортовые районы Черного моря.

В данной статье речь идет об исследованиях общих закономерностей мелкомасштабной циркуляции и региональных отличиях этого явления, которые характерны для черноморского шельфа северо-западного района Черного моря, а также о том, чем отличаются от них вихревые образования Аравийского и Баренцева морей и залива Ла-Плата в Южной Атлантике. Для наглядного представления этих исследований в статье приведены снимки, полученные со спутников AQWA, Landsat-8, Sentinel-2. Материал будет полезен всем мореплавателям и судоводителям при выборе более безопасного маршрута плавания в водах северо-западного шельфа Черного моря.

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (56) 2019
А. Козанюк

Гидрометеорологическая информация и штормовые предупреждения – особенности обработки и передачи через систему НАВТЕКС

Государственное учреждение «Госгидрография», являясь национальным координатором навигационных предупреждений Украины и национальным координатором службы НАВТЕКС, организовывает сбор, обработку и передачу мореплавателям, судоводителям и заинтересованным организациям информации об изменениях навигационных и гидрометеорологических условий и режима плавания в Черном и Азовском морях.

Какая эта информация, для чего она нужна, порядок ее получения и особенности обработки, какие службы в Украине и на какой частоте имеют право ее распространять, а также чем отличается информация Гидрометцентра Черного и Азовского морей (ГМЦ ЧАМ) и Украинского гидрометцентра Государственной службы чрезвычайных ситуаций (УкрГМЦ) рассказывает диспетчер ЦНГИ Госгидрографии.

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (56) 2019
Т. Пронь

Сравнительный анализ программного обеспечения для создания цифровых моделей рельефа морского дна

Картограф 1-й категории Укрморкартографии Тарас Пронь в своей статье сравнивает программный комплекс Hypack, который уже много лет использует Госгидрография, и специализированное программное обеспечение ArcGIS, Surfer та Global Mapper, а также пытается определить их возможности для нужд современной картографии.

В статье описан процесс разработки, создания и формирования в вышеуказанных программах цифровой модели и цветного 3D-изображения рельефа острова Змеиный и прилегающей акватории с использованием картографических материалов и данных гидрографической съемки.

Какие преимущества и недостатки присущи каждой из перечисленных программ, сколько этапов потребовалось для создания 3D-изображения на район острова Змеиный и чем объясняется широкое применение 3D-визуализации в морской картографии читайте в данном материале. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (56) 2019
И. Кудлинский

Госгидрография продолжает восстанавливать специализированные суда

Для качественного навигационно-гидрографического обеспечения судоходства на Киевском, Каневском, Кременчугском, Каменском и Днепровском водохранилищах специалисты Днепровского района Госгидрографии прилагают немало усилий для поддержания в исправном техническом состоянии существующего специализированного флота и создают все условия для восстановления плавсредств.

Завершены доковые ремонты судов «Шляховий-151», «Шляховий-152», обстановочного судна «Маяк», которые в скором времени будут задействованы для установки и технического обслуживания средств навигационного оборудования. До конца 2019 г. Госгидрографией запланировано провести капитальный ремонт еще восьми плавсредств. Какие это будут плавсредства и о ходе проведения ремонтных работ рассказывается в статье. Материал дополнен наглядными фотографиями судов. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (56) 2019
Р. Терещенко

Светооптические аппараты нового поколения на плавучих СНО

Госгидрография как член Международной ассоциации навигационного обеспечения мореплавания и маячных служб (МАМС) для снижения энергопотребления и повышения функциональных возможностей плавучих СНО оснащает морские и речные буи современными светооптическими аппаратами в соответствии с рекомендациями этой ассоциации.

Так, летом 2018 г. специалисты Госгидрографии оборудовали морской буй двенадцатого колена Бугско-Днепровско-Лиманского канала светодиодным фонарем Power Supply Lanterns (iPSL) с солнечными панелями и дополнительным резервным питанием от гальванических батарей. Об основных технических особенностях этого фонаря, о его работе за год, а также о результатах оснащения судоходных водных путей современными светооптическими аппаратами и планах Госгидрографии в этом направлении рассказывается в данной статье. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (56) 2019
Ю. Яковенко

Спасительное «солнце»

Как и сотни лет назад, маяки и сегодня являются основным ориентиром для судоводителей при подходе и заходе в порты. О важности для моряков этих уникальных сооружений говорит и тот факт, что еще в IV–III в. до н. э. изображения маяков чеканили на монетах, а их вклад в безопасность мореплавания очень сложно переоценить.

Усовершенствование маяков, в основном их светооптического оборудования, происходит вместе с развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. На замену жиру морских животных, дровам, углю, продуктам нефтепереработки давно уже пришло электричество, а с недавних пор и с альтернативных источников энергии. Именно о внедрении инновационных технологий, в частности оборудовании солнечными панелями маяков Обиточный, Бирючий, Мариупольский Задний, Мариупольский Средний, Бердянский Нижний и светящихся навигационных знаков в зоне ответственности Мариупольского участка ФГУ «Николаевский район Госгидрографии» и рассказывается в данной статье. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (56) 2019
Н. Голидничук

Оптимизация производства с новым продуктом от НР

Разработка и издание морских навигационных карт, карт внутренних водных путей и пособий для плавания требует от специалистов Укрморкартографии высокой профессиональной подготовки, постоянного усовершенствования своих знаний и навыков в области новых технических способов печати, разработанных на базе современных полиграфических технологий. Чтобы соответствовать духу времени, сотрудники филиала регулярно принимают участие в различных профильных мероприятиях, на которых теоретически и наглядно знакомятся со специальным программным обеспечением и современным полиграфическим оборудованием.

Как прошел семинар на тему «Управляемые услуги печати (MPS) на новых устройствах HP Inc.» для специалистов Укрморкартографии, что интересного удалось узнать о новейших печатных технологиях и рассказывает в своей статье начальник производственного отдела филиала. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (56) 2019
М. Заварзин

Гидрографические исследования речных судоходных путей: итог года

Для обеспечения безопасности судоходства на водохранилищах Днепровского каскада на базе Днепровского района Госгидрографии была создана специальная гидрографическая группа, которая на протяжении 2018 года проводила комплексные гидрографические работы вдоль судового хода на Киевском, Каневском, Кременчугском, Каменском и Днепровском водохранилищах, а также на реках Припять и Днепр.

Что из запланированного удалось сделать, какие надводные и подводные препятствия обнаружили, а также сколько линейных километров исследовали и промерных планшетов подготовили по результатам этих работ и рассказывает автор статьи – член гидрографической группы. Материал дополнен красочными фотографиями исследуемых районов. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (55) 2018
Ю. Смирнов

Обеспечение транспортной отрасли электронными МНК в соответствии с современными стандартами

Электронная морская навигационная карта (МНК) представляет собой организованный набор данных, сформированный с учетом законов картографической генерализации в принятой системе координат и высот, другими словами, – это закодированное описание географической реальности. С целью эффективной обработки данных электронной МНК ее географическое покрытие разбито на ячейки, каждая из которых базируется в отдельном уникальном файле.

На данный момент Госгидрография разрабатывает систему ячеек электронных МНК в 6-ти масштабных диапазонах, основу которых составляют материалы, собранные специалистами учреждения за период с 2012 по 2018 года. Что это за ячейки, какие сложности возникают при переходе к системе ячеек и когда планируется завершить создание ячеек электронных МНК на зону ответственности Украины рассказывает статья начальника гидрографического отдела Госгидрографии. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (55) 2018
О. Марченко

Стандарт S-100. Перспективы развития гидрографических данных

Создание и обновление международных стандартов для обеспечения эффективного сбора всех видов гидрографических данных является одной из главных задач МГО. В ответ на вызовы современности МГО разработала новый стандарт, который определяет модель данных для разработки электронных картографических продуктов следующего поколения.

Об особенностях нового стандарта, его универсальности, основных преимуществах, а также о том, какие спецификации, продукты и услуги разрабатываются на его основе и пойдет речь в статье. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (55) 2018
И. Захаров

Модернизация оборудования системы НАВТЕКС в Украине продолжается

Госгидрография как национальный координатор системы НАВТЕКС организовывает сбор, обработку и передачу информации об изменении навигационных и гидрометеорологических условий и режимов плавания в Черном и Азовском морях. Для повышения надежности функционирования береговых радиостанций НАВТЕКС Госгидрография осуществила их модернизацию в городах Одесса и Бердянск: устаревшие радиопередатчики «БРИГ-2» заменили на современные ANIT-1000.

С какими проблемами столкнулись специалисты при эксплуатации новых радиопередатчиков, почему Украина была вынуждена создать сервер мониторинга системы НАВТЕКС в Мариуполе – об этом и рассказывает заместитель начальника ЦНГИ Госгидрографии. Статья дополнена диаграммами и таблицами результатов работы ЦНГИ за 2018 год. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (55) 2018
Н. Пономарев

Безопасность судоходства на юге Украины в надежных руках

Речные судоходные пути всегда были эффективной альтернативой автомагистралям и железнодорожному транспорту как более экономичны в части грузоперевозок. Но для этого требуется надлежащее навигационно-гидрографическое обеспечение. Для решения этих задач на юге Украины и была создана Нижняя Днепровская группа СНО в составе Херсонского участка Николаевского района Госгидрографии.

О том, что удалось ей сделать в этом направлении, о проблемах в организации работ на Каховском водохранилище и рассказывает данная статья. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (55) 2018
А. Подвальный,
О. Зангин

Особенности управления гидрографическим судном и эксплуатации СНО на р. Дунай

Навигационно-гидрографическое обеспечение судоходства на украинском участке р. Дунай имеет свои навигационные особенности. Оно существенно отличается от плавания по морю – судоходная обстановка на реке меняется быстро, судовой ход в большинстве случаев имеет предельно малую ширину и переменные течения. Также не стоит забывать о близости украино-румынской границы.

Следовательно, для качественного выполнения заданий по обеспечению судоходства на Дунае необходимо иметь особые навыки, соответствующую подготовку, хорошо знать навигационную обстановку и выполнять работы на специальном судне, приспособленном для плавания в сверхсложных гидрометеорологических условиях. Об этом и не только идет речь в этой статье. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (55) 2018
Ю. Попов

Аномальные циркуляционные процессы в водах северо-западного шельфа Черного моря

В статье речь идет о том, что на протяжении года в прибрежных районах северо-западного шельфа Черного моря характер перемещения водных масс постоянно меняется. Выводы автора базируются на исследованиях, которые были произведены океанографическим отделом Одесского района Госгидрографии в 2017 г.

Основное внимание уделено особенностям этого явления в холодный и теплый периоды года в мелководных районах моря, а также факторам, способствующим этому процессу: характеру ветра, атмосферному и гидравлическому давлению. Для наглядного представления циркуляционных процессов в статье приведены таблицы и снимки, сделанные со спутников Landsat-7 і Sentinel-2. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (54) 2018
Т. Пронь

Преимущества использования интерферометрической системы при плоскостном обследовании дна в условиях мелководья

Что такое интерферометрическая система, как она работает и в чем главное ее отличие от многолучевых эхолотов? Об этом и не только рассказывается в статье Тараса Проня.

В эффективности работы данной системы автор лично убедился на учебном семинаре, организованном Японским агентством международного развития (JICA), в ходе которого принимал участие в исследовании дна с применением интерферометрического сонара с программным обеспечением Bathyswath Swath Processor. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (54) 2018
В. Лютый

Внедрение АИС как СНО в зоне ответственности Украины

Автоматическая идентификационная система (АИС) является частью концепции е-Навигации. В соответствии с Рекомендацией А-126 МАМС Международная гидрографическая организация рекомендует маячным службам использовать АИС как средство навигационного оборудования (СНО) для повышения безопасности и эффективности судоходства.

Госгидрография, следуя рекомендациям МАМС, с начала 2018 года уже установила и настроила два передатчика АИС СНО первого типа. В планах учреждения установить приемопередатчик третьего типа с использованием метеостанции. На каких объектах оборудованы АИС СНО, а также о преимуществах данной системы перед физическим СНО можно узнать в этой статье. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (54) 2018
О. Чайковская

Информационное обеспечение судоходства – неотъемлемая составляющая безопасности на внутренних водных путях Украины

Возрождение торгового судоходства на внутренних водных путях Украины требует соответствующего обеспечения навигационной и гидрографической информацией судоводителей и судовладельцев.

Для этих целей Госгидрографией в структуре Центра навигационно-гидрографической информации и была организована круглосуточная речная диспетчерская служба, заданием которой является сбор и анализ навигационной информации по рекам Припять, Днепр и Южный Буг, а также доведения ее до судоводителей. О нюансах своей работы и рассказывает диспетчер вышеупомянутой службы. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (54) 2018
И. Захаров

Чтобы безопасно плыли по морю корабли

Автор статьи на конкретных примерах показывает роль участия сотрудников ЦНГИ «Госгидрография» в международных специализированных научно-практических конференциях, посвященным развитию навигации, радиосвязи, поиску и спасению на море, и других мероприятиях.

Автор аргументированно обосновывает, что именно обмен опытом на международном уровне способствует усовершенствованию работы ЦНГИ, внедрению в практику новейших технологий, созданию надежных средств навигационной информации и способов ее передачи мореплавателям. Как, каким образом – подробно изложено и показано на схемах и диаграммах. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (53) 2017
А. Галяс

«Капитан Черемных» заступил на постоянную вахту

Такой заголовок расширенной информации не случаен: гидрографическое судно «Капитан Черемных» более года назад сошло со стапелей судостроительного завода. Все это время оно проходило модернизацию, дооборудование современными навигационными приборами, отладку систем и механизмов и… ходовые испытания. Только после того, как комиссия пришла к выводу, что судно к самостоятельной работе по предназначению готово – руководство ГУ «Госгидрография» дало добро на его ввод в эксплуатацию.

На проводах судна к постоянному месту «службы» присутствовал Черемных Иван Георгиевич, чьим именем оно названо. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (53) 2017
И. Сновидов, Ю. Вдовиченко

Особенности эксплуатации донных профилографов

Авторы на страницах журнала делятся опытом эксплуатации приведенных в заголовке приборов. Так, если донные профилографы используются для обнаружения заиленных подводных объектов, разведки полезных ископаемых и экологического мониторинга, а также исследования и классификации состава донных отложений, то чем они отличаются от эхолотов? Каковы принципы их работы? Что пришлось сделать специалистам ФГУ «Одесский район Госгидрографии» для усовершенствования профилографов и обеспечения высокой надежности их эксплуатации и о многом другом доходчиво изложено в этой статье. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (53) 2017
Новое издание

Надежный путеводитель для яхтсменов

В конце 2017 года вышел в свет «Альбом морских навигационных карт Одесса – пролив Босфор». Это второе его переиздание, в котором представлена более широкая, обновленная и подробная информация для яхтсменов о маршрутах в районе плавания, расположении удобных якорных стоянок и гаваней, яхт-клубов, приметных объектов и многое другое.

Хорошо иллюстрированный и удобный в использовании альбом станет настоящим помощником не только для профессиональных яхтсменов, но и всех тех, кто отправится в путешествие по западному побережью Черного моря. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 2 (53) 2017
Н. Голодов, Ю. Попов

Океанографические исследования – на службу безопасности мореплавания

Статья знакомит читателей с первыми результатами океанографических исследований и наблюдений, производимых новосозданным океанографическим отделом Одесского филиала Госгидрографии.

Особое внимание в ходе исследований уделялось важным с точки зрения навигации припортовым районам морской акватории, разделенной на мезо- и микрополигоны. Тема исследований – изучение термохалинного и динамического состояния морской среды, циркулярного режима вод, влияния океанографических условий на судоходство в прибрежных и открытых морских районах зоны ответственности ФГУ «Одесский район Госгидрографии». 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (52) 2017
А. Нечипорук

Навигационное обеспечение судоходства на внутренних водных путях

Восстановление речного судоходства на Днепре – один из ключевых приоритетов работы Министерства инфраструктуры Украины. Для осуществления этой цели и был создан филиал «Днепровский район Госгидрографии».

Эта статья о структуре, предстоящих задачах и направлениях работы новосозданного подразделения Госгидрографии. 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 1 (52) 2017
Юрий СМИРНОВ,
начальник гидрографического отдела
ГУ «Госгидрография»

Картографическое обеспечение речного судоходства: новые направления

Трудно переоценить проведенные государственным учреждением «Госгидрография» самые масштабные за годы независимости Украины работы по картографированию внутренних водных путей. Суть их заключалась в комплексном гидрографическом исследовании реки Днепр от границы Украины с Белоруссией до ее устья и создании по его результатам речных навигационных карт. В последний раз работы такого масштаба выполнялись еще в советские времена и длились десятки лет. Гидрография же решила эти задачи за каких-то 6 лет (с 2006 по 2012 год), хотя объемы съемок рельефа дна были огромными (свыше 25 тысяч линейных километров). 

«ВЕСТНИК ГОСГИДРОГРАФИИ» № 3 (39) 2012